Партнеры из крупного бизнеса и увеличение аудитории в десятки раз – вот главные плюсы краудфандинга для благотворительного проекта. Рассказываем пошагово, как провести успешную крауд-кампанию для НКО.

Изображение с сайта businessnewsdaily.com

Краудфандинг, или «народно–общественное финансирование» выглядит так: вы запускаете свой проект на одной из платформ, объясняете, почему людям стоит его профинансировать, и ждете, пока соберется необходимая сумма.

Главное отличие краудфандинга от уже привычного фандрайзинга — материальное или нематериальное вознаграждение, которое вы предлагаете всем бэкерам, то есть тем, кто поддержал ваш проект.

Также в отличие от фандрайзинга краудфандинг живет на особой интернет–площадке. В нашей стране их три: Planeta.ru и Boomstarter с разными категориями проектов и Kroogi, специализирующаяся на творческих инициативах. Все чаще с помощью краудфандинговых платформ собирают деньги не только на прибыльные, но и на некоммерческие проекты.

«Планета» с момента открытия активно работает с НКО. На «Бумстартере» формально нет категории «Благотворительность», но некоммерческие идеи успешно реализуются в разделах «Спорт», «Здоровье» и «Общество». Проекты последней категории, по словам директора «Бумстартера» Марии Докшиной, приносят платформе 90% дохода, поскольку к их реализации часто подключаются крупные спонсоры, которые целиком закрывают сумму крауд–кампании. На какой платформе запускать свой проект – решать вам.

Два главных плюса краудфандинга для НКО

«Наивно? Очень!» Фото с сайта naivno.com

Крауд–эксперт Ирина Лиленко–Карелина подчеркивает, что краудфандинг решает для благотворительных организаций две задачи. Первая – сотрудничество с бизнесом. Предприятию выгодно поддерживать крауд–проект, поскольку оно делает это не деньгами, а своей продукцией, создавая лестницу наград для бэкеров.

Для бизнеса эта акция — по сути, маркетинг, так как предприятие получает достоверную информацию о востребованности своего продукта целевой аудиторией. А крауд–проект с его помощью обеспечивает себе привлекательную награду, стимулирующую поддержку.

Примеров партнерства НКО с бизнесом в крауд-проектах пока немного – это недавно запущенный проект «Шоколад добра» на «Бумстартере», в рамках которого благотворители сотрудничают с производителями шоколада, и проект 2014 года «Наивно? Очень!» на «Планете», где благотворители получили поддержку от представителей кино–бизнеса.

Вторая задача, с которой успешно справляется краудфандинг, – выход в цифровое пространство. Это расширяет аудиторию проекта в десятки раз, что существенно сказывается на его эффективности. По статистике, если крауд–проект поддержали 4 тысячи человек, значит, о нем узнали 4 миллиона. Добиться такого же охвата через СМИ – довольно тяжело и к тому же очень затратно.

Первый шаг

Изображение с сайта businessnewsdaily.com

Краудфандинг требует тщательной подготовки и у него много общего в маркетингом: вы ищите незанятую нишу, делаете уникальное предложение, и если люди начинают приходить к вам не с иллюзорными лайками, а с конкретным рублем, значит, вы правильно все рассчитали.

Если вы не понимаете, как приступить к реализации своего крауд-проекта, эксперты советуют провести такой эксперимент. Зайдите на любую платформу, изучите представленные проекты и потратьте сумму, с которой готовы расстаться, на понравившийся проект. Проанализируйте свои эмоции – что заставило вас профинансировать именно эту историю? Чем она вас «зацепила»? Ответы на эти вопросы помогут в подготовке собственной страницы на платформе.

Краудфандинговый проект живет в интернете

Фото с сайта thinkprogress.org

Безусловно, вам придется активно рекламировать свою инициативу среди знакомых и незнакомых людей и продвигать его с помощью лидеров мнений. Возможно, даже удастся привлечь к нему внимание журналистов. Однако все действия в оффлайн–среде лишь обеспечивают крауд–проекту информационную поддержку и не приносят реальной прибыли. Не стоит рассчитывать на то, что человек, услышавший про вас по радио, тут же сядет за компьютер и начнет искать информацию про ваш проект. Скорее всего, этого не произойдет.

5 иллюзий, с которыми нужно сразу расстаться

Бизнес -тренер и крауд–эксперт Ирина Лиленко–Карелина выделяет типичные ошибки, которые совершают НКО на начальном этапе подготовки краудфандингового проекта.

  1. Если у вас появилась идея крауд–проекта, нужно тут же начать собирать на нее деньги.

Аудитория не поддержит проект, если заподозрит, что он сырой, неподготовленный. Рассчитайте время на подготовку (в среднем 2-3 месяца), прибавьте к нему период, необходимый для модерации вашей страницы на выбранной платформе, и вы поймете, когда вы в действительности будете готовы запустить проект. Проследите, чтобы эта дата не попала на летние месяцы и длинные праздники, когда люди разъезжаются.

  1. Вы непременно сразу же найдете людей, готовых вас поддержать

Ни на одной из краудфандинговых платформ нет сообщества с деньгами, ищущего возможности для инвестиций, – все перечисления вы получаете от простых людей, которых чем-то «зацепила» ваша идея. Поэтому чем тщательнее вы подготовитесь, чем нестандартнее предложите вознаграждения, тем больше шансов на успех.

  1. Можно опубликовать проект и заявить любую сумму сбора

Наличие в проекте сметы – обязательное условие. Ваши инвесторы – не дураки, и обмануть их не получится. А присутствие четких цифр только укрепит их доверие к вам.

Ирина Лиленко–Карелина. Скриншот: youtube.com

  1. У вас нет ресуров для того, чтобы интересно оформить проект

Наличие на странице проекта ярких фотографий и красивого видеоролика с рассказом о вашей идее в разы увеличивает интерес аудитории. Наверняка у вас найдутся знакомые, которые умеют снимать и монтировать. Даже если нет, вполне сгодится селфи-видео. А инструкцию по монтажу и необходимым приложениям всегда можно найти в интернете.

  1. Не нужно тратить на проект много личного времени

На начальном этапе придется посвящать своему проекту рабочий день целиком, дальше все будет зависеть от команды единомышленников. Вам придется продвигать свою инициативу во всех направлениях, и в буквальном смысле собирать вокруг себя людей, будь то знаменитость, готовая вас прорекламировать, или сосед, который сделает репост.

Пошаговая инструкция по созданию крауд–проекта

Итак, у вас есть идея благотворительной крауд–кампании, и вы не испугались перспективы работать над ней 24/7. Что делать дальше?

Выберите платформу. Для запуска проекта на «Бумстартере» не обязательно иметь зарегистрированный фонд. На «Планете» в разделе «Благотворительность» могут быть представлены только официальные НКО – это правило призвано защитить спонсоров от мошенников и гарантировать, что все средства уйдут по назначению.

Если ваш фонд впервые запускает проект на «Планете», от вас потребуют уставные документы, свидетельства из Минюста, из Единого госреестра юридических лиц, отчетность, а также рекомендательные письма, если фонд моложе двух лет. «Планета» предлагает НКО льготное размещение: отсутствие комиссии платформы, возможность получения всей собранной суммы вне зависимости от того, достигла ли она 50% от заявленной цели (с проектами из других категорий платформа работает именно так) и возможность продлевать свой проект.

Рассчитайте финансовую цель. Она складывается из средств, необходимых для реализации проекта, комиссии платформы и платежных систем, суммы на изготовление и доставку наград и налогов. Слишком масштабные финансовые цели отпугивают людей. Если на претворение вашего проекта в жизнь требуется большая сумма, эксперты советуют дробить ее на несколько краудфандинговых кампаний или грамотно ее разделять.

Так, фонд помощи бездомным животным «Ника» делил заявленную сумму на количество дней, в течение которых длилась крауд–кампания по сбору средств на Центр и ветеринарную клинику для бездомных кошек, и анонсировал в соцсетях, сколько нужно собрать ежедневно. По сравнению с тремя миллионами, необходимыми фонду в финале, 40–50 тыс. рублей в день оказались для их подписчиков не такой уж неподъемной целью, и проект завершился успешно.

Создайте грамотный текст. Необходимо четко отличать краудфандинг от гранта. Подавая заявку на грант, вы ведете диалог с государством. Текст на крауд–платформе – это разговор человека с человеком. Он должен быть максимально простым для восприятия, без казенных фраз, сложных терминов и замысловатых предложений.

Старайтесь избегать слов «жертва» и «пожертвование» – они отпугивают людей. Помните, что вы не попрошайничаете, а выступаете в качестве партнера ваших потенциальных спонсоров – вы предлагаете им нечто уникальное. В вашем тексте обязательно должна присутствовать личная история – она вызовет эмпатию у аудитории и интерес к вашему проекту со стороны журналистов. Ни в коем случае не перегружайте ваш текст – иногда фотографиями и схемами можно сказать больше, чем словами. Директор «Бумстартера» Мария Докшина советует использовать в тексте инфографику, она облегчает восприятие.

Снимите мотивирующее видеообращение. По мнению экспертов, видео – основополагающий элемент крауд–проекта, который моментально находит отклик у целевой аудитории. Конечно, если оно сделано правильно. Соблюдайте три главных условия: видео должно быть мотивирующим, в нем должен быть четкий звук, продолжительность не более 2 минут. Если вы никак не можете снять и смонтировать его самостоятельно, подключайте волонтеров или студентов телевизионных вузов – им всегда нужны работы для личного портфолио.

Изображение с сайта readyfundgo.com

Придумайте заманчивые награды. Ваша крауд–кампания должна представлять собой взаимовыгодный обмен. Награды могут быть нескольких видов – от материальных бонусов в виде продукции вашего фонда или его партнеров до нематериальных (возможность вовлечения бэкера в деятельность фонда, мастер–классы, экскурсии, спектакли) и совсем символических: благодарностей или упоминания имен спонсоров в титрах фильмов, на вывесках и табличках. Привлекайте к проекту бизнес, близкий вам по тематике. Хорошо, если наград будет не менее десяти, и они будут представлены в иерархическом порядке – от меньшей суммы к большей.

Крауд–кампания «Керамика на ощупь» от творческого объединения «Круг» (фонд «ТОК) превысила свою финансовую цель почти в два раза, поскольку предлагала в качестве наград уникальные и очень красивые керамические изделия от слепоглухих мастеров. Причем даже самые «дешевые» вознаграждения казались весьма ценными, и у бэкеров оставалось ощущение, что они больше приобрели, чем потратили.

– Когда будет собрана первоначальная сумма, привлекайте к продвижению дружественные сообщества, выбирая их в соответствии со своей целевой аудиторией. Например, если вы собираете деньги на создание музея, договаривайтесь о публикациях с уже существующими арт–пространствами и галереями. Таким образом, аудитория вашей крауд–кампании будет значительно расширяться.

Сотрудничайте с блогерами. Активность лидеров мнений – одна из главных движущих сил всех крауд–проектов, в том числе некоммерческих. Выберите блогера, чья аудитория соответствует вашей, и предложите ему вас прорекламировать. Если вам повезет, вы сможете договориться о безвозмездной публикации. Но даже если нет, то приток финансов после упоминания на странице популярного блогера значительно превысит его гонорар.

Приглашайте к участию селебрити на этапе кампании, когда уже собрана половина или три четверти суммы. Не бойтесь подходить к знаменитостям на мероприятиях и писать им в соцсетях. Если вам удастся заинтересовать хотя бы одну «звезду» и она расскажет о вашем проекте в Instagram или «Фейсбуке», считайте, что в этот же вечер ваш проект достигнет своей финансовой цели.

Изображение с сайта booksellers.co.nz

Непрерывно взаимодействуйте со своей аудиторией. Придумывайте разные виды активности для своих подписчиков и бэкеров: небанальные флешмобы и интересные конкурсы. Все это поможет оставаться в поле зрения вашей целевой аудитории и ее друзей.

Выполняйте свои обещания. По завершении крауд-кампании главная задача – не потерять аудиторию для будущих проектов. Поэтому позаботьтесь о своевременной рассылке наград и периодически информируйте своих бэкеров о развитии проекта – им безусловно будет интересна его дальнейшая судьба.

Помните, что главная движущая сила проекта – вы

90% успеха проекта зависит от активности его автора в реальной жизни и соцсетях. Начните говорить о своей идее, когда она находится еще в зачаточном состоянии – обсуждая ее с другими, вы проведете соцопрос, который поможет подготовить проект и сформировать первый круг заинтересованных лиц.

Не забудьте подготовить онлайн–аудиторию для продвижения своего проекта. Позаботьтесь о том, чтобы к моменту запуска у вас было достаточно подписчиков в соцсетях и будьте готовы посвящать все свои публикации проекту, не только на официальной странице НКО, но и на личных страницах. Таким образом, вы сформируете аудиторию, которая будет знать и доверяет вам как эксперту. Ведь краудфандинг – это не только деньги, но еще и способ заявить о себе и попасть в нужную среду. Держите в голове пропорцию: тысяча человек узнали о крауд–кампании – один поддержал финансово.

И напоследок – никогда не сдавайтесь

Иван Хафизов. Фото с сайта zagge.ru

Создателя Виртуального музей резных наличников Ивана Хафизова называют легендой российского краудфандинга. Его первая и вторая кампании на «Планете» оказались неудачными, но Иван не испугался и запустил свой проект в третий раз, значительно его доработав. Крауд–кампания длилась 13(!) месяцев. Когда сборы проекта не сходили с мертвой точки в 700 тыс. рублей, Иван сумел привлечь к продвижению блогера Илью Варламова и писателя Евгения Гришковца, и в итоге проекту удалось собрать 2 млн. рублей.

Метод проб и ошибок не всегда приятен, но в краудфандинге без него никуда.

Удачи!

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/narod-podderzhit/